Новая Гвинея: в гостях у каменного века

По материалам статьи журнала «Азия», текст и фото: Андрей Андреев, Ольга Андреева.

Звук удара каменного топорика заставил вздрогнуть. В последних лучах заката ритуал похорон был окончен. Пять женщин, приходившиеся покойному женами, по очереди лишались фаланг своих пальцев от хлёстко-хрустящих ударов каменных наконечников. После каждого жуткого «хрумс!» раздавался пронзительный женский вой. От каждого из них сидящий на корточках у костра мужчина европейской внешности вздрагивал. К этому он ещё не успел привыкнуть, хотя уже жил в обществе папуасов около месяца и много повидал такого, что заставило бы шевелиться волосы на затылке любого нормального цивилизованного человека. Мужчину звали Ян, и он был военным летчиком, сбитым в коротком воздушном бою с японцами над островом Новая Гвинея, где ещё проживали люди, не знавшие, что в мире идет вторая мировая война. Тем не менее, сбитый лётчик был подобран папуасами и радушно принят в племя, которое на несколько месяцев дало ему кров и защиту. С новой семьей ему повезло, племя называло себя дани (Dani), и людей, себе подобных, не кушало, в отличие от каннибалов племени яли, живших неподалеку, в той же долине реки Балием (Baliem). Спустя шесть с лишним десятков лет наша экспедиция отправилась в горные районы индонезийской Новой Гвинеи, чтобы собственными глазами увидеть последние в мире племена каменного века.

Сын вождя с клыками борова в носу – его преемник и будущий глава племени дани

Первобытные жители

Здесь можно прикоснуться к остаткам древней, первобытной культуры, которая стремительно исчезает под натиском миссионерских шмоток, мобильных телефонов и прочих прелестей развитого XXI века. Долина Балием всё ещё является заповедным местом для многих исследователей и первооткрывателей. Здесь проживают три племени с абсолютно разными обычаями, языками и традициями. Это дани, лани и яли. Обычай кушать людей сохранился только у яли, и то за искоренение этих традиций уже много лет здесь ведут борьбу несколько христианских миссий. Племена дани и лани каннибалами не являются, они очень любят свинину: свинья была и есть главной валютой и ценностью в племени. За пять небольших поросят здесь можно купить жену или даже несколько (если у тебя целое стадо) и разрешить любые споры и проблемы в качестве откупного. Хорошая большая свинья стоит около 2–3 тысяч долларов и очень ценится. Зато человеческая жизнь не стоит почти ничего и не ценится особо.

Особенно несладко в Папуа приходится женщинам. Взять только обычай отрубать женщине фалангу одного из пальцев рук в случае смерти кого-то из близких родственников. Поскольку смертность в этих краях была довольно высока (этому способствовали сами воинственные папуасы, многочисленные болезни и плохое питание), многие женщины заканчивали свои дни с одним-единственным большим пальцем на руке. Официально этот обычай запрещен уже много лет, но… мы своими глазами видели не только продавцов ритуальных топориков для отрубания пальцев, но и молодых женщин с изуродованными фалангами.

Показательная война

Вождя деревни Курула зовут Яли Мабель. Ему немного за 50, но этот крепкий и поджарый мужчина, по папуасским канонам яли, наверняка является первостатейным красавцем. Он был также главой рода и самым богатым мужчиной в племени. У него 4 дочки, 3 сына и 5 жен, некоторые из них, правда, похожи на сморщенных старух. Дело в том, что здесь существует ещё один интересный обычай: в случае смерти мужчины его жена переходит «по наследству» младшему брату умершего. То есть, папуасу могло быть 16 лет, когда ему доставались в жены несколько пенсионерок. Яли Мабель возглавляет племя уже более 15 лет, и под его руководством племя процветает.

Первое, что сделали папуасы деревни Курула после нашего прибытия, – это завязали показательный бой между собой. Наверное, они хотели произвести на нас устрашающее впечатление или просто пытались соответствовать ожиданиям бледнолицых гостей. За первые пять минут знакомства с местными обычаями у моих ног воткнулось пять или шесть стрел, а также пара длинных острых копий. Вокруг были крики ярости и стоны побеждённых – в общем, коктейль из папуасской экзотики с привкусом полного дурдома.

Наконец, шутейный бой был закончен, и вождь, издав низкий горловой выкрик, дал команду возвращаться в деревню. Деревня представляет собой десяток-полтора небольших деревянных домиков под соломенными крышами. В каждой деревне дани дома разделяются по своей принадлежности. Есть дома для женщин, для мужчин, для свиней и… для свиданий. Мужчины и женщины племени никогда не ночуют под одной крышей – такова древняя традиция. А женщина, родившая ребёнка, не имеет право заниматься сексом около двух лет. Делается это для того, чтобы эксклюзивно выкормить молоком будущего члена племени. Деревня Курула была и остается классическим образчиком племенной жизни дани.

Эффектное воинственное представление вполне дает ответ на вопрос, почему именно племя дани занимает одну из самых плодородных частей Папуа. Но, несмотря на свою агрессивность, члены племени не ели своих врагов, как большинство других папуасских племен

Другой причиной, которая принесла известность племени дани, являются «копченые» мумии соплеменников, некоторые из них хранятся нескольких сотен лет. На снимке хранитель мумии вынес ее погреться на солнышке…

«На первый-шестой рассчитайсь!». Вождь племени яли Мабель со своими женами

Горделивая котека

Мы оказываемся на небольшой утоптанной площадке посреди селения, с большим каменным очагом посредине, окруженной плетенным из лозы забором. Воевавшие друг с другом грозные воины во главе с вождем, а также все женщины и дети племени выстраиваются напротив нас. Начинаются торжества в нашу честь. Взрослые поют песни, пританцовывая при этом. Дети весело бегают друг за другом. Некоторые подростки уже имеют право носить котеку и гордо вышагивают между взрослых. Не секрет, что именно котека*1 – предмет самоидентификации папуасов и постоянных разговоров среди белых путешественников. Это действительно всегда приковывает внимание, когда впервые видишь абсолютно голого папуаса, у которого из элементов одежды – только болтающийся на причинном месте длинный тонкий стручок. И чем более высок статус мужчины в племени, тем длиннее у него котека. У вождя яли Мабеля котека больше метра длиной и горделиво раскачивается в районе уха при ходьбе. Если мужчина уже совсем стар или ещё совсем молод, чтобы вести половую жизнь, его награждают криво закрученной котекой, чтобы всем было понятно, от кого можно иметь детей, а от кого нельзя. Кроме социальной роли, котека выполняет и защитную функцию от муравьев, змей и прочей живности, в изобилии проживающей по соседству с папуасами и норовящей периодически цапнуть мужчину куда ни попадя. Женщины племени носят короткие юбки, сотканные из волокон орхидеи и украшенные соломой.

Котека – неотъемлемая часть наряда мужчины в племени

Сегодня многие папуасы стали жить в городах и постепенно утратили привычку носить традиционную одежду. На фото – представители трех поколений семьи, и только самый старший (замыкает процессию его сын, а зонтик несет внук) сохранил верность котеке

Праздник живота

Песнопения и танцы продолжаются довольно долго, затем вождь отдает короткий приказ – и из дома для свиней вытаскивают небольшого поросенка. Это – будущая кровавая жертва нашего праздника. Ведь мы же в гостях у дани, а какой праздник без свинины на столе! По знаку вождя из рядов воинов выходит молодой крепкий мужчина с луком в руках и одним точным, выверенным выстрелом стрелы пробивает поросячье тело. Невольно вспоминается, что час назад точно такая же стрела воткнулась в землю возле моих ног, и, будь стреляющий менее метким, она с таким же успехом могла прикончить и меня. Слава богу, человечина давно не входит в меню этого племени!

Хрюшку торжественно разделывают, ни на миг ни прекращая песен и танцев, и зажаривают в банановых листьях на камнях общественного очага. Праздник подходит к своей кульминации, и мы раздаем подарки в виде конфет, сигарет и игрушек для детей. Точнее, все передается вождю, а он по праву главы рода распределяет между своими соплеменниками по известным одному ему правилам.

Вот и все. Наше пребывание в новогвинейском племени дани подходит к концу.

Злоупотреблять гостеприимством не нужно, да и не хочется. Однако впечатления от знакомства с этими удивительными людьми оказались настолько глубокими, что уже тем же вечером я начал мечтать о новой встрече с вождем яли и его племенем. Где еще у нас будет возможность побывать в каменном веке и пообщаться с первобытными людьми?..

Жертвоприношение

8. «Кучеряво живем! Мясо!» - разделка и готовка поросенка сопровождается красочными обрядами

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*1 – Котека (koteka), или холим (holim) – традиционная одежда мужчин высокогорных этнических групп Новой Гвинеи – своеобразный футляр для гениталий. Обычно их делают из плода высушенной тыквы-калебаса, но могут использоваться плоды и других растений. К основанию котеки прикреплена небольшая петля из растительного волокна, которую надевают вокруг мошонки. Вторая петля надета вокруг груди или живота и прикреплена к основной части котеки. Мужчины выбирают себе котеки, похожие на те, что носят остальные мужчины в их племени, потому что разновидностей котек по форме и длине очень много. Мальчики надевают их с 4-5 лет и носят всю жизнь, снимая только во время мочеиспускания и полового контакта. В начале 70-х годов правительство Индонезии потратило огромные деньги, пытаясь убедить папуасов носить шорты и рубашки. Но «Операция «Котека» («Operasi Koteka») тогда не нашла поддержки у населения: нестиранная одежда стала вызывать кожные заболевания, так что мужчины носили шорты в качестве головного убора, а женщины использовали платья в качестве мешков для переноски груза. Сейчас западная одежда получила более широкое распространение, но носят ее преимущественно в крупных, по местным меркам, населенных пунктах и, в основном, молодое поколение папуасов.

ДОСЬЕ:

Остров Новая Гвинея – это второй по величине остров на земле после Гренландии, его площадь составляет 786 тыс. км².

Население – более 7,5 млн человек.

Остров состоит из двух частей – западной и восточной. Первая (о которой идет речь) принадлежит Индонезии, вторая входит в независимое государство Папуа – Новая Гвинея.

На тропическом острове обитают 11 тысяч видов растений, 600 уникальных видов птиц, свыше 400 видов земноводных, 455 видов бабочек и около ста известных видов млекопитающих.

Долина Балием (размер примерно 60×30 км), населяемая племенем дани, является самой плодородной частью нагорья, покрывающего запад острова Новая Гвинея — Западное Папуа (Ириан-Джая), расположена на высоте на 1800 м над уровнем моря и окружена горными хребтами.

Самый крупный населенный пункт – город Вамена (Wamana), где построен большой аэропорт и есть такие плоды цивилизации, как дороги и кирпичные дома.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

По одной версии, название «Папуа» происходит от малайского слова «папува», что в переводе означает «курчавый», по другой – от «оранг папуа» — «курчавый черноголовый человек». Принято считать, что название острову Новая Гвинея в 1545 году дал испанский мореплаватель Иньиго Ортис де Ретес, то ли отметив сходство берегов нового острова и африканской Гвинеи, то ли решив, что местные жители похожи на африканских аборигенов.

Индонезия на 90% является мусульманской страной, но 90% папуасов, проживающих в Ириан Джая (а именно так по-индонезийски называется Западная Новая Гвинея), официально являются католиками. Этому способствовали деятельность огромного количества богатых миссионерских организаций и запрет в мусульманском мире на употребление самого большого лакомства здешних мест – свинины. Этим и воспользовались христианские миссии, предоставив папуасам свинину в обмен на их религиозные взгляды.

На территории Ириан Джаи проживает более 250 племенных образований с абсолютно разными культурными и языковыми традициями. Вообще здешние места – это настоящий рай для лингвистов. По некоторым данным, племена на территории Папуа – Новой Гвинеи разговаривают более чем на 3000 разных языках. В конце XX века в горах южной части Новой Гвинеи были найдены даже два племени, изъясняющихся между собой исключительно с помощью жестов.

В индонезийской части Новой Гвинеи, покупая бутылку пива в магазине, иностранец должен подписать бумагу о том, что обязуется… не давать алкоголь папуасам. Это контролирует полиция, потому что алкоголь практически моментально делает их зависимыми и очень агрессивными. В восточной части острова такого запрета нет, в результате чего криминальная обстановка в Папуа – Новой Гвинее очень напряженная. Туристам не рекомендуется посещать эти места, так как со стороны аборигенов случаются нападения на иностранцев.

3 ответов

  1. Смешанные эмоции. Не очень люблю все эти людские зоопарки. “Где еще у нас будет возможность побывать в каменном веке и пообщаться с первобытными людьми?..” Зачем? Вы ученые? историки? считаю, что такие резервации необходимо охранять от туристов, а туристов от “пленников” (племенников??). Тогда есть вероятность, что рядом с хижиной вождя не вырастет Макдональдс через несколкьо лет и племена сохранятся в натуральном виде.

    • avatar Rock

      Тань,
      мне все-таки кажется, что между “сохранением в натуральном виде” и “Макдональдсом за хижиной вождя” – масса других, промежуточных вариантов..

      крайностей не хочется – да. а в остальном – влияние остального мира на жизнь “первобытных” все равно будет.

  2. Интересная статья и фотографии потрясающие. Конечно, белых мест на карте давно нет, но кажется кое-что интересное в мире еще осталось.

Оставить комментарий

7ff6d94d4884fd6a