Летоисчисление

Официальное летоисчисление в Королевстве Таиланд – т.н. «буддийская эра» (поскольку буддизм – государственная религия этой страны). Свое начало буддийская эра берёт от даты смерти Будды, причем у разных народов эта дата разнится; в Таиланде принято считать годом смерти Учителя 543 год до н.э. Таким образом, 2012 год григорианской эры («от Рождества Христова») соответствует 2555 году буддийской эры, 2013 г. = 2556 г. и т.д.

Тайцы – народ гостеприимный, поэтому в местах сосредоточения туристов везде и всюду используется григорианское («европейское») летоисчисление, но даже при этом все официальные документы, средства массовой информации и т.д. используют исключительно (тайское) буддийское летоисчисление.

Буддизм

В Таиланде буддизм является самым распространенным вероисповеданием среди местного населения. 94.6% населения Королевства – буддисты, около 4.6% – мусульмане, имеются также индуисты, христиане, сикхи, анимисты и атеисты.

Буддизм, практикуемый в этой стране – принадлежит к конфессии Тхеравáда (пали «Учение Старейшин»). Тхеравада - единственное сохранившееся из 18 направлений раннего буддизма, самое консервативное (и ортодоксальное) из ныне существующих. В Таиланде действуют две буддийские монашеские общины – Маха-Никайя (наиболее многочисленная) и Тхаммайут-Никайя (более строгая).

Сангха – буддийская община, «сообщество» буддийских монахов. Тайская Сангха – официально признаваемая и охраняемая государством религиозная организация, обладающая собственной иерархией, законами (по большей части базирующимися на общебуддийских предписаниях и правилах для монахов) и льготами. Официальный флаг тайской Сангхи – оранжевый флаг с красным Колесом Учения, который можно увидеть повсеместно. Во главе тайской Сангхи стоит Верховный Патриарх – особо почитаемый монах, посвятивший всю свою жизнь Сангхе.

Религия в жизни тайцев

В стране существует примерно 30 тыс. буддистских монастырей-ватов. Жители Таиланда активно жертвуют деньги на строительство новых храмов, и во всех провинциях – и в городах и в сельской местности можно увидеть возводимые строения, порою поражающие архитектурными изысками и азиатским блеском.

Буддистские ритуалы сопровождают все знаменательные события в жизни тайцев: день рождения, бракосочетание, переезд на новую квартиру, похороны, открытие новой фирмы, покупку автомобиля. Чтобы позволить людям больше времени уделять религиозным ритуалам, все основные священные буддийские дни объявлены национальными праздниками.

Что интересно – тайский буддизм в своей практической, «повседневной» форме крайне далек от философско-этического Учения, созданного некогда Просветленным Учителем. «Бытовой» тайский буддизм – это «смесь» из буддизма конфессии Тхеравада, анимистических поверий (веры в духов, населяющих все повсюду, и в персонифицированные силы природы), индуизма, даосизма и конфуцианства – самый что ни на есть Индокитай (Индия + Китай).

Монашество для всех

Тайцы впитывают основы буддизма с молоком матери и руководствуются ими всю свою жизнь. Более того, каждый мужчина обязан (морально, не законодательно) хотя бы раз в жизни какое-то время провести в качестве монаха.

Обычно в монастырь уходят на сезон дождей (длящийся три месяца) – в случае, если это делается впервые, иногда на год или больше; иногда всего на несколько дней (скажем, в случае смерти близких родственников – чтобы вернуть душевное равновесие и подумать о бренности бытия).

Чаще всего, в соответствии с традицией, монашество принимается по достижении 20-летнего возраста. Кто-то после этого остается монахом на всю жизнь, но все же большинство возвращаются к обыденной жизни, при этом уже имея опыт медитативных практик и определенные духовные познания. Только после этого мужчина считается полноправным членом общества и может вступить в брак. Монашествовали и нынешний король Пхумипон Адульядет, и наследный принц Маха Вачиралонкон.

Монахи обязуются соблюдать порядка 227 заповедей, миряне должны вести себя благочестиво и следовать 5-ти главным ограничениям: не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать и не употреблять спиртного.

 

Женщины-монахини

Некогда в Сиаме были женщины-монахини (интересно, что правил и предписаний для монахинь Будда установил даже больше, чем для монахов – 311 у монахинь, 227 у монахов), тем не менее, эта практика уже давно как прекратилась. Современная позиция тайской Сангхи – женщина может стать только послушницей (они также живут при храмах, выполняя функции помощниц монахов и беря на себя большую часть хозяйственных работ; они сбривают волосы и брови так же, как и монахи, только одеваются в белые одежды, а не шафрановые, как тайские монахи).

Несмотря на это, на территории Таиланда всё же существует единственный «женский» буддийский монастырь – Сонг-тхамма-каньяни в провинции Накхон Патхом (граничащая с запада с Бангкоком). Тем не менее, ни тайское правительство, ни тайская «официальная» Сангха (пока) не признают ни женское монашество, ни сам монастырь, поэтому он зарегистрирован как «общественная организация».


Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизироваться или если у Вас нет учетной записи, то нужно зарегистрироваться

Комментариев нет