Текст и фото: Крис ван Дер Вальке, сайт — Phoenix Project
На севере Тайского Королевства, в прохладе гор, меж журчащих рек, текущих чистой, искрящей водой, затаился целый необычный мир, живущий собственной жизнью. Там, вдали от вечно бодрствующей Паттайи, очень деловых небоскребов Бангкока и золотого песка пляжей Пхукета и Самуи, есть удивительная и неизвестная большинству иностранцев цивилизация, обитатели которой, быть может, и не знают о том, что творится за ее пределами.
Северные граждане спокойны, медлительны и медитативны, они живут из века в век своей самобытной неспешной жизнью. Оно и немудрено. Ведь север Таиланда, центром которого издревле были 2 города с похожими именами – Чианг-Рай и Чианг-Май, – до самого XX века был обособленной державой – Королевством Ланна. И даже войдя в состав Сиама, эта страна до 1939 год имела собственного монарха по имени Кэо Наоварат. Основал же северное царство в середине XIII века другой правитель – король Менграй Великий.
Ват Чеди Луанг, название которого переводится как Храм Большой ступы (чеди). Храм построен в XIV-XV вв., именно здесь хранился знаменитый Изумрудный Будда, ныне обитающий в столице Таиланда. Сейчас здесь находится так называемый «городской столб» Чианг-Мая – Лак Муенг (Lak Mueang), вокруг которого расположились статуи духов-защитников. Легенды гласят, что таким образом обеспечивается наилучшая защита от злых духов.
Да, здесь редко встретишь отечественного туриста, ведь мы любим море и пляжи, а тут лишь горы, реки, леса да храмы. Но все же все интересующиеся богатством культуры и истории тайцев непременно заглянут в благодатный северный край.
Ведь, например, Чианг-Май в народе зовется «Городом тысячи храмов», а люди зря говорить не будут. Многие монастыри былого Королевства Ланна датируются XIII-XV веками, но главное – хранят в себе важные буддистские реликвии, да и выглядят просто шедеврально!
Река Кок стоит у истоков истории Королевства Ланна. Однажды король Менграй потерял лучшего боевого слона, которого тщетно искал несколько дней и ночей. И выйдя на берег прекрасной чистой реки, окруженной джунглями, он увидел своего любимца на водопое. Радости не было предела – на том месте был заложен город. То была река Кок. Так был основан город Чианг-Рай в 1262 году.
Здесь же, на севере, на реке Меконг сходятся границы трех стран – Таиланда, Мьянмы/Бирмы и Лаоса. Место тоже непростое и весьма интересное. Это – тот самый Золотой Треугольник, где в XIX веке производили основной объем мирового опиума, а в веке XX и вовсе перешли на производство героина. Сейчас, силами тайского правительства все эти злодеяния пресечены, но места ещё хранят загадочную атмосферу времен могущественных наркобаронов.
Чианг-Май. В чеди храма Дои Сутхэп (Wat Phra That Doi Suthep) на вершине одноименной горы хранится другая реликвия – частица праха Будды. Это – один из наиболее почитаемых храмов Таиланда, чтобы попасть туда, необходимо преодолеть 309 ступеней. Причем раньше попасть на вершину было гораздо сложнее: так как дороги как таковой там не было, путь наверх занимал более пяти часов. Дорогу начали строить лишь в 30-х годах прошлого века.
Если вы вдруг забудете, что находитесь в Золотом Треугольнике, там на каждом шагу встречаются напоминающие знаки, таблички, статуи.
Золотой Треугольник. Гирьки для взвешивания опиума, XVIII век. Не секрет, что несколько веков назад Золотой Треугольник прославился благодаря опиуму. В то время здесь возникла и весьма необычная стандартизация мер веса наркотика. Гирьки делались из бронзы в форме животных. Каждому «зверю» соответствовал свой точный вес. Представьте картину: заходите вы в опиумную лавку – «а отвесьте-ка мне карпа и заверните!»
За городом Чианг-Май находится удивительный буддистский монастырь Ват Умонг, который начали строить еще при короле Менграе. Его концепция точно такая же, какая была семь веков назад: жизнь монахов в гармонии с лесом и его обитателями. А это – лес мистических деревьев: те из них, в которых ясновидящие последователи Будды узрели живущего духа, одеваются в полотно оранжевой ткани. Перед нами волшебный лес!
Агитплакаты монахов Вата Умонг, направленные против Паттайи, пьянства и разврата.
Ват Ронг Кхун неподалеку от Чианг-Рая, основан недавно, всего лишь в 1997 году. Но сегодня «Белый храм» уже популярен не меньше, чем древние монастыри Айюттхайи. Этот храм – невообразимый коктейль красоты, буддистского символизма и креативных мыслей мастера – художника Чалермчая Коситпипата.
В горах севера Таиланда проживают множество малых коренных народностей этих мест. Почти у всех из них есть собственные, колоритные национальные костюмы.
Север Таиланда относится к местам «обязательно увидеть!» хотя бы из-за нетронутой роскошной природы и атмосферы спокойствия, когда кажется, что время замедляет свой ход…