С 3-го по 10 декабря на Пхукете прошла 25-я по счету Phuket King’s Cup Regatta – ярчайшее событие в мире парусного спорта всего региона. Юбилейная «Королевская регата» собрала более 1000 участников со всех концов планеты. Не обошлось и без россиян, которых с каждым годом становится все больше в самом аристократичном и престижном виде спорта. Скажем больше, соотечественники не собираются довольствоваться олимпийским принципом «главное – не победа, а участие» и выходят на первые роли. Здесь скорее подходит русская поговорка «других посмотреть и себя показать!». В тайской манере — с акцентом на последнее слово.

Королевская регата-2011: Русские идут!

Яхта Titania. Королевская регата 2011 на Пхукете

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Крест-накрест: яхты Australian Maid и Zanzibar

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Состязание по кайтбордингу на Королевской регате 2011

Королевская регата-2011: Русские идут!

Тайская звезда кайтбординга Narapichit Yo Pudla, двукратный чемпион Азии

Королевская регата-2011: Русские идут!

Яхта Silandra V

Королевская регата-2011: Русские идут!

Яхта Foxy Lady 5

Королевская регата-2011: Русские идут!

Яхта Hi Fi Team

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Королевская регата-2011: Русские идут!

Всего на Пхукет приехали команды из 35 стран мира, а Россию представляли 12 экипажей: четыре — в гоночном дивизионе IRC2 и сразу восемь (почти половина флота!) — в чартерном классе Bareboat Charter. Для справки, в прошлом году наше представительство на Phuket King’s Cup Regatta было на четыре экипажа меньше. Среди шкиперов оказалась даже представительница прекрасного пола Наталья Томилина (яхта Villon).

В первый день турнира на старт регаты на пляже Ката вышли 40 швертботов – простейший тип парусных судов. Спустя два дня к ним присоединился флот из килевых яхт и катамаранов, а также кайтов, впервые принявших участие в регате. С самого начала регаты дул устойчивый ветер, усилившийся в заключительный день до 22 узлов. К счастью, дело не дошло до урагана, разбросавшего и повредившего флот в прошлом году – некоторые яхты тогда и вовсе выбросило на берег. Хороший ветер не помешал провести 4-6 зачетных гонок, в зависимости от дивизиона, причем во многих из них российские спортсмены не раз и не два оказывались в тройке призеров.

Крайне-casual

И вот заключительный день регаты, церемония вручения призов в отеле Kata Beach Resort & Spa. Морские волки, разминая с похрустыванием тела (если кто забыл, то это весьма физически напряжный спорт), покуривали возле входа. Затем стали подниматься на второй этаж, в главный зал ресорта. Уровень безопасности соответствовал королевскому статусу турнира: вход был исключительно по бейджикам-пропускам, и охрана состояла из трех кордонов полиции и прочих спецслужб. Например, прорвавшегося без нужного документа старичка-божьего одуванчика догнали и, пусть со всеми извинениями («айм соу солли!»), вывели из зала.

Сама церемония выглядела чрезвычайно торжественно и пафосно. Странно все-таки получается: с одной стороны, яхтенный спорт считается элитным и дорогим – что называется, luxury. С другой, для участия в гонках нужны все-таки совсем иные ценности, чем приверженность к комфорту и роскоши, – мужество, умение жертвовать личным ради командного и сила духа. Поэтому неудивительно, что в роскошной обстановке многие спортсмены выглядели инородно со своим крайне-casual стилем. Взъерошенные волосы, небритые лица с загорелой или вовсе облезающей кожей лица, мятые рубашки поло, смешанный аромат дорогого парфюма и алкоголя… Участники же турнира по кайтбордингу умудрялись выбиваться и из этого ряда своим неформальным внешним видом. Длинные распущенные волосы, рваные майки-шорты особенно контрастировали с офицерами тайского флота в белоснежной отутюженной парадной форме со шпагами. Большинство, впрочем, команд были облачены в фирменные рубашки или футболки красного, синего, черного, голубого, белого и даже желтого цвета. Но с преобладанием, конечно же, сине-голубой морской палитры.

«Получите и распишитесь»

После традиционного вставания  во время исполнения национального гимна страны началось вручение наград — от третьего до первого мест в каждом дивизионе. Призеры получали тарелки, а победителям – кубки и медали каждому члену команды. Сначала все призы начали под копирку уходить тайским командам – просто потому, что в самых доступных номинациях только местные спортсмены и участвовали. Но это не мешало ведущему объявлять их громче и с особым надрывом, а вручать призы — с особым удовольствием. Во всяком случае, к моменту награждения первого иностранного спортсмена (Турция, третье место в кайтбординге) энтузиазм ведущего заметно приугас.

Зато дебютный выход к сцене представителей Таиланда задал тон всей остальной церемонии. Как могут выходить получать призы юные тайцы, да еще из рук высокого, всеми уважаемого начальника? Правильно, сгорбившись и склонившись в самом почтительном «вае» (Вай (wai) – тайское приветствие,  поклон головы со сложенными руками на уровне груди. Используется не только в качестве приветствия, но и при выражении благодарности  и оказании почтения.).

В результате, все последующие лауреаты регаты были вынуждены повторять этот ритуал. Смотрелось это забавно, особенно когда награды выдавались фарангам — шкиперам преклонных годов: дедушкам было явно тяжеловато пятиться спиной назад, пытаясь одновременно исполнить незнакомый «вай» и не выронить из рук приз.

Другой смешной момент случился, когда в конце мероприятия на сцену для коллективного фото позвали всех «золотых» лауреатов 25th Phuket King’s Cup Regatta — то есть чемпионов, но по рассеянности туда рванули и некоторые обладатели «серебра» и «бронзы». «Нет-нет, виннерс онли!» — тут же развернул их обратно ведущий. И немного сконфуженно, хотя и со смехом, «тарелочники» возвращались на свои места.

Вообще же, наиболее часто за призами на сцену поднимались законодатели яхтенной моды британцы,  частенько поздравления принимали австралийцы и знающие здешние воды тайцы, реже – представители Китая, Ирландии, Сингапура, Японии. Россияне на сцену поднимались дважды…

Знай наших!

Самые, пожалуй, громкие овации в зале сорвала молодая команда на лодке Tonicola-2, взявшая почетное 3-е место в классе Bareboat Charter.

— Мы с каждой гонкой прибавляли, а в последний день даже пришли первыми, — делится впечатлениями шкипер Михаил Белобородов (Пермь). — Хорошая регата, хорошие соперники и организация. Какая фишка именно у пхукетских соревнований? Сочетание коротких и длинных гонок и интересная дистанция. Ну и потрясающая береговая программа: тайский прием — это что-то!

— Что понравилось больше всего на Пхукете?

— Да я и не смотрел ничего. А это вы у них спросите, — кивает шкипер на молодых яхтсменов, — например, вот Серега Макаров.

— Что понравилось? Конечно… регата! – бодро отвечает тот, но хитрым, заговорщицким видом неотвратимо напоминая съевшего сметану кота. – У нас это первая регата, и сразу — в призеры! Это спасибо нашему шкиперу, он так нас гонял…

— … с Патонга! – подтверждает Белобородов.

— Фильм «Реальные пацаны» смотрели? – гогочет с довольным видом молодежь. – Так, это про нас, можно новую серию снимать! А давайте, лучше вы нас сфотографируйте!

— Да с удовольствием! Назовите только всех участников «бронзовой» команды.

— Александр Трофименко и Александр Некрасов (оба — Владивосток), — отчитывается шкипер, — Эдуард Фаткулов, Александр Хаткевич и Григорий Солодов (все – Пермь) и Денис Гумеров из Новосибирска.

Других  призеров-соотечественников удалось отловить уже во время праздничного банкета. Команда яхты Ruby Tuesday всю гонку сражалась за победу в классе IRC2, но в итоге увозит с Андаманского моря «бронзу».

— Приезжаем сюда не впервые, в третий или четвертый раз, — рассказывает шкипер Андрей Арбузов. – Но на пьедестале впервые, потому что раньше у нас не было конкурентной лодки. А в этом году арендовали хорошую новозеландскую и боролись как могли – и вот результат.

— Почему каждый год приезжаете именно на королевскую регату, в мире ведь много парусных соревнований?

— Потому что это – одна из лучших регат в Азии. А еще очень нравится в Таиланде: климат, пляжи, еда, гостеприимство…

— Что нравится из местной кухни?

— Австралийский стейк хорошо готовят! – смеется зажавший сигарету в зубах шкипер. – И напишите, пожалуйста, весь состав команды. Владимир Кирик, Алексей Терновский, Михаил Коренев, Андрей Пронин, Ирина Терновская, Владимир Синяков и Юлия Гершвальд.

Уральцы бывают разные

Натыкаюсь на другую российскую команду, которая ничего не празднует. Напротив, за фуршетным столиком экипажа яхты Emmjay, оставшейся на 13-й строчке итогового протокола класса Bareboat Charter, звучат тосты из серии «Пусть в следующем году повезет! За пруху!».

— Можно пару слов? – протискиваюсь к столику. — Какие впечатления от гонки?

— Уровень высочайший, большое удовольствие здесь выступать, — подтверждает всеобщий настрой шкипер, 62-летний Сергей Кисляков, в своем родном Екатеринбурге являющийся… директором яхтенного завода. – И ребята в команде у нас замечательные…

— А почему не удалось победить? – наивно спрашиваю я и наступаю на больную мозоль.

Уральцы заметно грустнеют, но начинают хором с жаром объяснять:

— Да с яхтой нам не повезло: чартеры вообще не подготовлены, не рассчитаны для сильного ветра! В последний день мы просто порвали все паруса! А ведь рассчитывали попасть в призеры. Эх…

— Но все равно яхтенный спорт в Екатеринбурге развивается очень активно! – на правах старшего во всех смыслах подытоживает Сергей Кисляков. – Например, бронзовый призер чемпионата мира-2010 с командой «Синергия» Евгений Неугодников —  тоже из нашего яхт-клуба. А ведь у нас в городе даже нет моря! Впечатляет?!

— Еще как! Удачи вам в следующих гонках, ребята. Как там у вас говорят, попутного ветра?

Чуть дальше опять слышится русская речь. О, опять Ебург! Но настроение совершенно противоположное. Команда Lucky Star на яхте Zola (шкиперы Максим Таранов и Игорь Скворцов) считает свое четвертое место в том же Bareboat Charter отличным результатом. Поэтому яхтсмены веселы и беззаботны, кричат: «Наше дело правое, и враг будет разбит! В следующий раз точно будем первыми!».

— Вообще, нас засудили. Мы должны были быть вторыми, — улыбается прекрасная морячка из «Лаки Стар». – Хотя все равно мы довольны результатом.

— Все здорово! – вторят подруге по команде Владимир Михайлов и Александр Лигай. – Уровень организации пхукетского кубка сильно выше среднего! Хорошо, что соревнование совпадает с днем рождения короля – это наверняка сыграло в лучшую сторону. Ну, что еще… Погода хорошая. Наверное, тоже спасибо организаторам: тучи разогнали. Все соперники дружелюбные, сильно не били и гранаты не кидали. Спасибо всем!

— И вам спасибо! И поздравляем! Наталья, давайте запишу вашу фамилию, чтобы ничего не напутать и не ошибиться.

— Пятина. Как Путина, только через «я», — смеется она.

— Угу. Теперь, пожалуй, точно не ошибусь…

Королевская регата-2011: Русские идут!

"Бронзовый" молодежный экипаж яхты Tonicola-2

Королевская регата-2011: Русские идут!

Ruby Tuesday под руководством Андрея Арбузова (второй слева)

Королевская регата-2011: Русские идут!

Неунывающие екатеринбуржцы с яхты Emmjay

Королевская регата-2011: Русские идут!

Счастливая команда Lucky Star (Zola)

Королевская регата-2011: Русские идут!

Справка:

В 1986 году Яхтенная ассоциация Таиланда решила учредить в честь Его Величества Пхумипона Адульядета парусное соревнование. Поначалу оно так и называлось — Royal Regatta – «Королевская регата». Однако затем организаторы решили сделать турнир подарком к 60-летнему юбилею короля, большого и страстного любителя яхтенного спорта. Так Phuket King’s Cup Regatta стала традиционно проводиться в начале зимы, чтобы совпадать с 5 января, днем рождения всеми любимого в Таиланде монарха. С тех пор с каждым годом турнир становится все более представительным и престижным.

Фото: Гай Ноуэлл, Дункан Вортингтон (kingscup.com); Юрий Фищенко

По материалам статьи журнала «Азия».


Advertisements
Share This